1. Упрощение оплаты имущественных налогов:
С 1 января 2024 года земельный налог, налог на недвижимость и транспортный налог будут объединены в единый имущественный платеж. Это новшество призвано упростить процесс уплаты налогов и создать удобные условия для физических лиц.
Единый имущественный платеж не вводит новый налог, а предоставляет удобный механизм для уплаты трех налогов: земельного налога, налога на недвижимость и транспортного налога.
Ранее налоги на имущество взносились по отдельности на различные бюджетные счета, касающиеся недвижимости и транспортных средств. Теперь все платежи по указанным налогам будут осуществляться на один республиканский счет по месту регистрации физического лица.
Гражданам будет высылаться уведомление о необходимости уплаты указанных налогов, в котором будет указан единый счет для оплаты всех обязательных платежей.
Уплата имущественных налогов может быть произведена однократно или частями в зависимости от удобства плательщика. Главное соблюдать срок уплаты, который ежегодно приходится на 15 ноября.
Подробную информацию о едином имущественном платеже можно найти на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
2. Изменения в сроках уведомлений о налоговых обязательствах:
Изменена окончательная дата вручения физическим лицам извещений о необходимости уплаты земельного налога, налога на недвижимость и транспортного налога. В 2024 году уведомления должны быть вручены не позднее 1 октября (согласно п. 4 ст. 233, п. 7 ст. 244, п. 1 ст. 3078 Налогового кодекса).
Эти изменения вызваны заметным увеличением числа плательщиков имущественных налогов после введения транспортного налога и пересмотра налоговых льгот для квартир. Это привело к увеличению времени, необходимого для формирования уведомлений, их распечатки и отправки почтовой корреспонденции.
3. Уточнение понятия «не завершенное строительством капитальное строение»:
С 2024 года для целей налогообложения налогом на недвижимость считаются не завершенными строительством капитальные строения и их части, имеющие фундамент, стены, крышу, строительство которых не завершено, или зарегистрированные в установленном порядке.
Следовательно, налоговая льгота предоставляется владельцам такого имущества, включая лиц старшего возраста, инвалидов, несовершеннолетних, недееспособных, военнослужащих, лиц, проходящих альтернативную службу, участников Великой Отечественной войны и ветеранов.
Льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения с наибольшей стоимостью, если у лица есть два или более не завершенных строительством объекта с одинаковой стоимостью.
Обратите внимание, что эти изменения вступят в силу с 2025 года при исчислении налога на недвижимость за 2024 год. Расчет налога на недвижимость в 2024 году за 2023 год будет производиться по старым правилам.
4. Изменение размера расчетной стоимости квадратного метра для иных зданий:
С 2024 года размер расчетной стоимости квадратного метра типового капитального строения для иных зданий и сооружений будет дифференцирован в зависимости от площади. Разделение включает три группы:
— До 200 кв. метров
— Свыше 200 кв. метров, но не более 400 кв. метров
— Свыше 400 кв. метров
Обратите внимание, что с использованием дифференцированной расчетной стоимости иных зданий и сооружений для определения налоговой базы налога на недвижимость налоговыми органами будет оперативно начато только в 2025 году при исчислении налога на недвижимость за 2024 год.
В 2024 году за 2023 год исчисление налога на недвижимость будет проводиться в соответствии с прежним порядком. Для жилых домов, квартир, садовых и дачных домиков, гаражей и машино-мест ни изменений в порядке определения расчетной стоимости не произошло.
5. Более точные правила использования заключений о независимой оценке рыночной стоимости капитальных строений (зданий, сооружений) в качестве налоговой базы налога на недвижимость:
С 2024 года налоговый орган может использовать представленное физическим лицом заключение о независимой оценке рыночной стоимости капитальных строений (зданий, сооружений) в течение пяти лет, начиная с года проведения такой оценки. После этого происходит ежегодная индексация в соответствии с индексом роста потребительских цен за соответствующий год (ч. 4 п. 3 ст. 229 Налогового кодекса).